О нормативах накопления ТКО


В 2023 году норматив накопления составлял – 0,07 м3 в месяц, а тариф
на услугу регионального оператора варьировалась от 953 до 2711 рублей за
кубический метр. Плата граждан варьировалась от 66 до 189 рублей.

С 01.01.2025 вступил в силу приказ министерства, устанавливающий
нормативы накопления ТКО методом сравнительного анализа. Для
многоквартирных домов норматив составил – 0,156 м3 в месяц, для
индивидуальных жилых домов – 0,182 м3 в месяц. Тариф на услугу
регионального оператора составляет от 552 до 1046 рублей за кубический
метр. Плата граждан при утверждённом нормативе накопления приказом
министерства от 14.11.2024 № 77-1232-Од для МКД составляет от 86 до 163
рублей, для ИЖС составляет от 100 до 190 рублей.

Увеличение норматива накопления в 2 раза повлекло снижение тарифа
на услугу регионального оператора в 2 раза. При этом плата граждан по
Красноярскому краю в среднем повысилась от 10 до 50 рублей.
Изменение норматива накопления связано с изменением плотности
кубического метра. В 2023 году плотность 1 кубического метра равнялась –
252 кг/м3, в 2025 году плотность равна – 117 кг/м3.

Расчет норматива накопления ТКО произведен согласно постановления
Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накоплениятвердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С 2019 года услуга по обращению с твердыми коммунальными
отходами (далее – ТКО) стала коммунальной (как отопление, водоснабжение,
электричество), поэтому на нее распространяются все требования,
применяемые к коммунальным услугам.

Правила предоставления и расчет размера платы за коммунальную
услугу по обращению с ТКО регламентируются постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов» (далее – Постановление № 354). Плата за услугу по ТКО
рассчитывается исходя из количества граждан, постоянно и временно
проживающих в жилом помещении, норматива накопления ТКО, цены на
коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Таким образом, плата за вывоз ТКО рассчитывается с каждого
человека, прописанного в доме, а в случае отсутствия прописанных, с
количества собственников.

Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование
собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является
основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Также, в соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от
24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор
транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение
твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечивает
региональный оператор по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона №89-ФЗ, к полномочиям
органов местного самоуправления муниципального района в области
обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на другихлицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

При отсутствии в населенном пункте мест (площадок) накопления ТКО, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (пакетированным, без накопления ТКО на контейнерныхплощадках), если данный метод указан в Территориальной схеме (п. 10
Постановления №1156 и абз. 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21).

Способ сбора ТКО в населенном пункте (контейнерный/бестарный)
определяется в соответствии с «Территориальной схемой обращения
с отходами, в том числе с ТКО в Красноярском крае», утвержденной
Министерством экологии края.

Способ сбора ТКО в населенном пункте (контейнерный/бестарный)
определяется в соответствии с «Территориальной схемой обращения
с отходами, в том числе с ТКО в Красноярском крае», утвержденной
Министерством экологии края.

Вывоз ТКО с использованием бестарного (пакетированного) метода
вывоза ТКО осуществляется в следующем порядке: в дни вывоза ТКО
по графику жителями населенного пункта выставляются мешки с ТКО
и КГО, которые собираются региональным оператором по пути следования
мусоровоза.

Дополнительно отмечаем, что под понятием «бестарный метод»
понимается удаление по графикам ТКО в таре собственника (мешок, пакет,
ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления ТКО на контейнерных площадках и вне их.
Отсутствие контейнерных площадок для сбора ТКО не является
основанием для не начисления платы за услугу по обращению с ТКО.
В свою очередь региональный оператор должен обеспечить
организацию сбора и вывоза ТКО с мест накопления до санкционированных
объектов размещения ТКО (полигонов).