ВНИМАНИЕ! МОШЕННИКИ! НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!


Более 150 миллионов рублей в общей сложности в 2022 году «подарили» норильчане мошенникам, в период с января по август текущего года, эта сумма возросла до 178,5 млн. рублей.

Так что же надо знать, чтобы сохранить свои сбережения?

Телефонный разговор с сотрудником службы безопасности – самое небезопасное занятие. Если, взяв трубку, Вы услышали: «С вашей банковской карты в данный момент происходит списание денежных средств, нужно срочно остановить процесс» (для этого перевести деньги на виртуальный счет; установить антивирусную программу…), смело прекращайте разговор. Для успокоения можете сами позвонить в банк по номеру телефона, указанному на Вашей карте, и узнать, всё ли в порядке с Вашими деньгами. Если же продолжите беседу с позвонившим, лишитесь и денег, и веры в людей. К примеру, в августе т.г. зафиксировано 10 таких фактов, общая сумма ущерба составила практически 15 млн. рублей.

Как пример:

-повар одного из городских кафе после такого звонка лишился 150 тыс. руб.;

-преподаватель иностранных языков, лишилась денежных средств в размере 1 млн. 655 тыс. руб.;

-водитель одного из автотранспортных предприятий города, перевел 220 тыс. руб.;

-62-летняя пенсионерка 269 тыс. руб.;

-учительница СШ лишилась 2 млн. 211 тыс. руб.;

-оператор одного из автотранспортных предприятий перевела 8 млн. 532 тыс. руб.;

-машинист, работающий на одном из основных предприятий города лишился 150 тыс. руб.;

-уборщица медицинского учреждения 250 тыс. руб.;

-бетонщик одного из заводов лишился 295 тыс. руб.;

-монтажник перевел 1 мил. 142 тыс. руб.

Также «работники службы безопасности банков» сообщают гражданину, что некто подал заявку от его имени для взятия кредита и, если это не так, нужно срочно взять кредит, перевести его на виртуальный счет, тем самым «погасить» кредит и претензий от банка не будет. Соответственно, гражданин лишается не только собственных средств, но вынужден еще и оплачивать взятые им по требованию мошенников крупные кредитные обязательства.

Обычно «с целью сохранности средств от мошенников» мошенники рекомендуют наивному слушателю срочно снять со всех его карт все сбережения и перевести их на виртуальный счёт, открытый якобы на его имя в приложениях «Яндекс–Деньги», «Киви–Кошелек» и т. д.

Также аферисты могут предложить установить антивирусное программное обеспечение. А ещё преступники могут сказать: «Мы работники банка, нам Вы не должны сообщать коды, поэтому, чтобы заблокировать карту, мы Вас сейчас переведём на робота». Так вот, робот тоже с ними заодно, а вернее, его просто не существует, это тоже обман.

В настоящее время мошенники поменяли тактику, и уже представляются не сотрудниками безопасности банка, а следователями следственного комитета, сотрудниками ФСБ, –  и поясняют, что у них в производстве находится уголовное дело по факту оформления заявки на кредит; или представляются сотрудниками полиции и поясняют, что «Вы обвиняетесь в государственной измене, так как переводили деньги на Украину и, чтобы обезопасить свой счет, необходимо…» опять перевести деньги на безопасный счет; также озвучивают легенду о том, что «мошенники оформили на Ваш имя кредит, и предлагают поучаствовать в секретной операции, помочь следствию в установлении и поимки мошенников», для чего необходимо оформить кредит. В августе зафиксировано 5 таких фактов, на общую сумму более 3 млн. рублей.

-водитель автотранспортного предприятия после звонка «сотрудников экономической безопасности», перевел через банкомат 295 тыс. руб.;

-машинист электровоза, которому мошенники представились работниками полиции и Центробанка и сообщили, что по его доверенности в настоящее время оформляется кредит, перевел 1 млн. 435 тыс. руб. посредством банкоматов в различных банках города;

-воспитатель детского сада после звонка «сотрудника ФСБ
г. Москвы», под предлогом обеспечения безопасности денежных средств, перевела 212 тыс. руб.;

-электросварщик одного из ООО, после звонков сотрудников «Госуслуг», полиции и Центробанка, под предлогом того, что взломаны его госуслуги и сейчас совершаются пытки оформления кредита, убедили его перевести денежные средства  на безопасный счет в сумме 600 тыс. руб.;

-медицинской сестре также позвонили «сотрудники» полиции и Центробанка и убедили перевести 500 тыс. руб., которые она перевела посредством банкомата, а также виртуального кошелька и сотрудника «МТС-Банка».

Не ушли в прошлое ситуации, когда представляются сотрудниками полиции, сообщают о том, что знакомый или родственник попал в беду (например, совершил ДТП), и для урегулирования вопроса, необходимо передать денежные средства.

В сентябре т.г. выявлен еще один новый способ мошенничества: на сотовый телефон гражданину звонят и представляются сотрудником сотового оператора связи и сообщают, что заканчивается срок действия сим-карты, в связи с чем, услуги по предоставлению сотовой связи будут прекращены, для продления необходимо сообщить код, который поступит в смс сообщении. Однако, по факту, данный код открывает мошенникам доступ к учетной записи на портале «Государственных услуг», и, как следствие, ко всем персональным данным гражданина, после чего могут оформить кредит и произвести другие противоправные действия.

12 преступлений совершено в отношении граждан при покупке либо продаже на Интернет-сайтах разного рода товаров и услуг, когда наши жители перечисляли деньги в качестве задатка, либо сообщали мошенникам, якобы для привязки банковской карты, коды и пароли. А, в результате, не получили ни товара (или услуги) и лишились денежных средств. Общий ущерб от таких преступлений в августе т.г. составил более 2 млн. рублей.

Как пример:

-аппаратчик одного из предприятий г. Норильска, при попытке взять квартиру в аренду перевела мошенникам 30 тыс. руб.;

-техник программист медицинского учреждения при покупке шин и дисков на сайте «Instagram» лишился 45 тыс. 900 руб.;

-62-летний пенсионер, на сайте «ВКонтакте» при покупке запчастей на автомобиль лишился 15 тыс. руб.;

-инспектор группы досмотра аэропорта Норильск, при покупке собаки на сайте «Авито» перевела 85 тыс. 111 руб.

Жертвой мошенников можно стать и будучи продавцом. Так что держите ухо востро, не только пытаясь что-то купить, но и размещая в интернете объявления о продаже. Традиционная схема: Вам звонит покупатель, эмоционально рассказывает о том, как ему понравился ваш товар, и просит номер карты для перевода денег как можно быстрее – чтобы Вы уже никому больше столь желанную вещь не продавали. И Вас могут так заговорить, что Вы, радуясь, что нашёлся такой хороший покупатель, назовёте вдобавок и разные коды. И вместо того, чтобы получить на свою карту денежные средства, Вы их переведёте.

Ещё один распространённый способ: чтобы Вы смогли получить перевод в качестве предоплаты, Вас просят подойти к банкомату и выполнить несколько операций, благодаря которым Вы, не разбираясь в этом, подключите к своей банковской карте чужой мобильный телефон. Другими словами, мошенник, благодаря Вашей неосмотрительности и неосведомлённости, получит доступ к вашей карте и снимет с неё всё до последней копейки.

Ну у кого сегодня нет аккаунта в социальных сетях? Для многих виртуальное общение стало настолько привычным, что практически полностью заменило живое. Конечно, это личное дело каждого. Но необходимо учитывать, что преступники сегодня легко получают доступ к персональным данным. Так что, размещая детальные сведения о себе в интернете, Вы должны понимать, что доверяете их тысячам незнакомцев.

Кроме того, мошенники путём взлома странички либо создания «зеркала» могут обращаться с просьбой помочь деньгами на лечение или даже организацию похорон. Бывало, отзывчивые норильчане, не перепроверив данную информацию, перечисляли деньги злоумышленникам и очень удивлялись, встретив потом «покойника» на улице. Так что необходимо созваниваться с друзьями, знакомыми, родственниками, не доверяя письменным сообщениям, особенно если это касается денег.

В Норильске в течение августа существенно активизировались мошенники, которые взламывают аккаунты пользователей популярных мессенджеров. Для получения доступа хакеры используют невинные сообщения, например: с просьбой «помочь племяннице».

Все начинается с того, что пользователю мессенджера приходит сообщение от уже взломанного знакомого. В нем он просит помочь его племяннице, проголосовав за нее на каком-нибудь детском конкурсе рисунков, танцев в балетной школе и тому подобное. Ниже приводится ссылка на голосование.

При попытке проголосовать, ресурс запрашивает номер телефона и код, якобы для голосования. Сообщать эти сведения нельзя ни в коем случае. Этим Вы вручаете стороннему человеку или боту ключ для захода в Ваш аккаунт. Он получает доступ к вашим контактам, группам, подпискам и начинает рассылать по всем контактам в вашей телефонной книге просьбу одолжить денег «до завтра», регистрируются от вашего имени на различных Интернет-ресурсах, могут попытаться оформить на ваше имя кредит.

Если Вы уже попались на удочку электронных мошенников, первое, что необходимо сделать, это зайти в меню «Настройки», выбрать «Конфиденциальность и безопасность» («Связанные устройства»), нажать на «Активные сеансы» («Состояние устройства») и отключить все устройства (завершить все другие сеансы), которые вам не принадлежат. Это перекроет мошенникам доступ к вашему аккаунту.

Также необходимо срочно сменить пароль. Для этого нужно снова зайти в «Настройки», затем выбрать «Конфиденциальность» и нажать на «Двухэтапную аутентификацию» («Двухшаговая проверка») при которой при входе в аккаунт с нового устройства помимо кода будет запрашиваться пароль, который знает только владелец аккаунта. При этом может случиться так, что мошенник может вас опередить и сменить пароль за Вас. В этом случае придется использовать функцию «Сброс пароля».

Заработав капитал, хочется его, конечно же, сохранить, а ещё лучше – преумножить. А процентные ставки в банках невысоки. И, желая вложить свои денежки повыгоднее, легко попасться на «развод».

Вообще-то, инвестирование, предлагаемое на условиях брокерской компании, всегда является высокорискованным даже при наличии безупречной репутации конторы. Что уж говорить о левых фондах и кооперативах, обещающих прибыль в разы большую, чем в банке. Соглашаясь приобрести биткоины, стать участником и трейдером на биржевых Интернет-площадках, вы сильно рискуете.

Так что перед тем как доверить свой капитал маклерам, брокерам и другим финансовым гуру, внимательно изучите не только их личную страницу в интернете, но и официальную информацию о них, узнайте, есть ли у них регистрация, каков регламент. Помните: высокие проценты и стабильную прибыль новичкам-трейдерам обычно обещают мошенники.

Так, в августе т.г. зафиксировано 7 фактов лишения гражданами денежных средств на сумму более 15 млн. рублей, при попытке преуспеть в инвестициях:

-слесарь-ремонтник, при попытке заработать, лишился 1 млн. 300 тыс. руб.;

-электромонтер также хотел заработать, переведя мошенникам денежные средства которые взял в кредит в сумме 4 млн. 300 тыс. руб.;

-охранник, надеялся заработать на платформе «Блок Чейн», для этого перевел злоумышленникам 843 тыс. из личных средств и 635 тыс. руб. взятых в кредит (общая сумма 1 мил. 478 тыс. руб.);

-кассир столовой под предлогом заработка на различных инвестиционных площадках перевела 1 млн. 704 тыс. руб., из которых 1 млн. кредитных денег;

-15-летний учащийся СОШ, с целью заработка на покупке «Крипто-валюты», о котором узнал в чате «Первый заработок», перевел с принадлежащей ему карты, денежные средства в сумме 50 тыс. руб.;

-32-летняя неработающая норильчанка, с целью дополнительного заработка путем инвестиций перевела мошенникам 20 тыс. руб.;

-электрослесарь, пытаясь заработать на финансовых платформах «Binance» и «Forex», лишился 5 млн.200 тыс. руб. взятых в кредит и 1 млн. 270 тыс. руб. личных сбережений.

Мошенники придумывают всё новые и новые предлоги для обмана. Даже если сейчас о какой-то схеме мы не рассказали, помните, что никакие «добрые услуги» по телефону не осуществляются! Вы не должны доверять незнакомцам. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте собеседникам номера банковских карт, CVV–коды и коды из СМС–уведомлений. Если у Вас спрашивают эти данные, Вас обманывают. Запомните: службы безопасности банковских организаций, техническая поддержка никогда сами не звонят клиентам.

Если Вам звонят с незнакомых номеров, просто не поднимайте трубку. Преступники будут пытаться Вас разговорить, войти в доверие, используя различные психологические методы и уловки, и всё для того, чтобы получить информацию о счетах и банковских картах. Знайте, что в ходе разговора мошенники могут записывать Ваш голос для доступа к Вашим банковским счетам. Запомните: все манипуляции с картами всегда производятся только при личном обращении в банк.

Следуя здравому смыслу, Вы убережёте себя и своих близких от существенных финансовых потерь и не станете невольным помощником в военном конфликте на стороне противников нашей Родины.